Разновидность пиломатериалов: шпалы

Шпалы являются разновидностью пиломатериалов, которые в свою очередь производятся из лесопродуктов. Благодаря такому устройству, как пилорама, из лесопродуктов получают следующие виды продукции:

  • брус — разновидность пиломатериала, который имеет толщину и ширину всегда больше 100 мм. Брусья, в зависимости от количества пропиленных сторон бывают двухкантными, трехкантными и четырехкантными;
  • шпалы — пилопродукция, которая производится из бруса и используется для путей железнодорожной станции. Выпускаются шпалы в виде обрезного бруса четырехкантного или необрезного двухкантного бруса;
  • бруски — пиломатериал обрезного типа, в котором толщина всегда меньше 100 мм, показатель ширины больше в два раза толщины;
  • обапол — это боковые элементы бревна, срезанные во время продольной распиловки. Обапол делится на: горбыль и дощатый обапол;
  • доски — разновидность пиломатериала, толщина которого не превышает 100 мм, а ширина больше толщины в два раза.

Для производства шпал чаще всего используются пиломатериалы хвойных пород, как правило, это лиственница или сосна. Также иногда в ход идет древесина березы. В роли сырья для шпалопиления выступает шпальный кряж, который отбивают прямо из комлевой части ствола. Его диаметр должен быть не меньше 29 см, можно больше.

После любого производства древесной продукции, остается стружка, которая без дела не задерживается. Ее прессуют и производят ДСП плиты или евродрова и т.д.

Деревянные шпалы и их преимущества

  • несложность в обработке;
  • упругость;
  • невысокая чувствительность к перепадам температуры;
  • высокие свойства диэлектрического направления;
  • отменное сцепление с балластом из щебня;
  • шпалу из дерева можно применять для рельсов, которые имеют разную ширину подошвы и при уширении колеи непосредственно на кривых участках;
  • небольшой вес шпалы из дерева, что упрощает ремонт пути.

Шпалы из дерева делятся:

  • обрезные (имеют 4 обрезанные стороны);
  • необрезные (имеют только 2 обрезанные стороны);
  • полуобрезные (имеют 3 обрезанные стороны).

Также бывают шпалы, пропитанные специальными составами №1 (для главных путей) и №2 (для станционных и подъездных путей). Шпала, при нормальных нагрузках может прослужить около 25 лет, а при интенсивных — до 12 лет. Для пропитки данных изделий используют каменноугольные масла, антисептики ЖТК или креозот. Чаще всего применяют вариант "вакуум-давление-вакуум".