Шпалы, отслужившие свой срок, должны подвергаться самым безопасным способам утилизации. Одним из самых известных является способ газификации.
Газификация относится к предельным случаям диспергации, при котором топливо становится пылевидным потоком. При диспергировании топлива значительно увеличивается сгорание углеводородных соединений. Одновременно весь комплекс вредных веществ обезвреживается тысячекратно в сравнении со способом обычного сжигания.
Другой способ уничтожения отработанных шпал называется пиролизом. Это способ термического разложения материала под воздействием высоких температур без участия воздуха в реакции.
Существует и способ применения бывших в употреблении шпал – дистилляция каменноугольного масла. Данная методика предложена казанскими специалистами. Для ее проведения необходимы герметичные условия, благодаря чему уменьшаются выбросы в среде. Переработка состоит из двух этапов, на первом из которых при помощи химических реагентов производится нейтрализация соединений креозота, а во время второго этапа перерабатывают древесину.
Для проведения нейтрализации отработанных шпал производится субаренда делянок, выделенных для проведения данного процесса без ущерба для окружающей среды. Благодаря правильной организации работ произошло сокращение выбросов загрязняющих веществ примерно на семьдесят тонн в течение года.
Для организации таких работ необходимо задействовать производственную площадь около четырех тысяч метров квадратных, на которой собираются и подготавливаются нефтесодержащие отходы, а также временно хранятся, подготавливаются и подаются устаревшие шпалы на сжигание.
В комплекс по сжиганию шпал входит ролинг, дробилка, приемные емкости, в которых накапливается щепа, и транспортер ленточного типа.
Хвойные пиломатериалы, из которых изготавливают железнодорожные шпалы, после использования также уничтожают на инсинераторной установке ИН-50, что позволяет сжигать их безопасным, высокотемпературным способом. Одновременно в инсинераторе происходит утилизация отходов, отработанных масел, представляющих собой продукцию нефтяного и мазутного шлама. К тому же у данного способа высокая экономичность в сравнении с импортными методиками. На данной установке можно сжигать до пятидесяти килограмм шпал в час, что составляет около четырех тысяч тонн ежегодно.